Гуру сикхов в своих медитациях достигали самых высоких планов мироздания. Так и Четвертый Гуру - Рам Дас (1574-1581) - посещал небесную обитель называемую "Пар-Брахманд" и имеющую форму восьмилепесткового лотоса. Там разливается неописуемое лучезарное сияние и слышна великая Музыка Творения, Музыка Звучащего Огня. В месте, называемом "Дасам-Двар", у слияния трех великих световых рек - Любви, Света и Силы, раскинулось величественное озеро Бессмертия, озеро Божественного Нектара (Амриты) - Амритсар. Впервые увидев это озеро, Гуру Рам Дас, чье имя означает "Слуга Бога", был заворожен раскинувшейся перед ним панорамой сказочной красоты, внушающей благоговение. Он знал, что череда смертей и рождений - реинкарнаций - прекращается после крещения в световых водах этого озера. Поэтому люди, поднимающиеся по стезе духовности, стремятся еще при жизни в физическом мире совершить паломничество души к его берегам и получить Освобождение.
Воскликнув: "Славлю и благодарю тебя, мой Мастер, без помощи которого я не смог бы достичь Пар-Брахманда", Рам Дас окунулся в Амритсар. И хрустально чистая вода смыла остатки его эго и последние следы греха. Но было в Дасам-Дваре и еще нечто, пленившее сердце Рам Даса. Посреди озера возвышался фантастический храм. Он мерцал, горел, трепетал белым и золотым огнем.
Вернувшись на Землю, вне себя от счастья, Гуру Рам Дас решил построить копию храма, поразившего его воображение. А для этого он пригласил лучшего архитектора Индии, который, правда, был не сикхом, а мусульманином, - но ведь Бог един, - и попытался описать ему небесный храм. Но зодчий отказался от предложения, сказав, что не может построить то, чего не представляет. И тогда Гуру Рам Дас поднял мусульманина в Пар-Брахманд. И тот тоже был настолько очарован божественным зрелищем, что неоднократно просил Рам Даса снова препроводить его к Амритсару, ссылаясь на то, что забыл, как выглядит та или иная деталь дворца. Строительство продолжалось более десяти лет, и закончил его младший сын Рам Даса - Пятый Гуру сикхов, Арджан Дэв. Он же подготовил свод Священных Писаний - 50 тысяч строк.
Здесь хочется отметить следующее… Вряд ли затея Рам Даса завершилась бы столь успешно, если бы не благосклонность могольского императора того времени Джалал уд-Дина Магомета Акбара, который отвел Рам Дасу землю под постройку храма. Акбар (1542-1605) был человеком очень просвещенным и обладал весьма либеральными взглядами относительно различных религий. Изучив все доступные ему верования и учения, он нашел в каждом из них положительное зерно и даже вознамерился создать единую религию - Дин-Иллахи, век которой, к сожалению, оказался коротким.
Как и первозданный храм, земное его воплощение располагается в центре выложенного мрамором озера. А вокруг раскинулся город, нареченный "Амритсаром" (округ Джаллундара штата Пенджаб в северо-западной Индии).
Золотой храм уже четыре века является главным местом паломничества сикхов. Вот каким он предстал перед Кирой Скрябиной-Редиин, художницей и писательницей русского происхождения, живущей в Америке и ставшей ученицей Сант Кирпал Сингха, который являлся продолжателем линии Мастеров, начатой Гуру Нанаком…
Гладкое озеро под синим небом. А в центре его, в окружении вод, бело-золотой лотос храма. Мраморные стены первого этажа переходят в позолоченные второго. Их сплошь покрывает инкрустация, резьба, мозаика, барельефы и ажурная лепнина. Вокруг храма, по-над водой, тянется узкая галерея с изящной балюстрадой. Золотые маковки, большие и маленькие, светятся на солнце, отражаясь в зеркале вод. Выложенный мраморными плитками тротуар, ведущий вокруг озера, кажется, тоже плывет в его неподвижном просторе. По длинному узенькому мостику можно подняться с берега к храму, пройдя под широкой, величественной аркой. В ее украшенных инкрустацией нишах проступают выпуклые буквы. Это выдержки из Священных Писаний сикхов.
В алькове перед огромной открытой книгой - "Ади Грант Сахиб" ("Изначальная Книга") - сидит благородный патриарх и поет вполголоса священные гимны. Примечательно, что в "Ади Грант" собраны изречения и молитвы Святых не только сикхов, но и мусульман, индуистов, суфиев… Истина одна, все, кто постиг ее, говорят одно и то же, и все Святые воспевают великий Наам - мистическую Музыку Сфер.
Поднявшись по узкой лестнице на второй этаж, можно услышать, как второй патриарх поет священные слова Истины, открыв книгу несколько меньших размеров. То же повторяется и на третьем, четвертом и пятом башенных этажах Золотого храма. Пение молитв и гимнов из всех пяти книг "Ади Грант" не прекращается ни на минуту - год за годом. Только патди, певцы-патриархи, сменяют друг друга…