Нанак служил у Хана 9 лет. Часть получаемой платы он тратил на пищу, а остальное раздавал бедным во Имя Бога. Из его родной деревни Талванди приехал Мардана, мусульманин из касты профессиональных музыкантов, и остался с ним. Ночью Нанак непрерывно восхвалял Господа, а когда до конца ночи оставалась 1 стража (2 часа), Баба шел на реку купаться. Когда рассветало, он одевался, наносил тилак себе на лоб и, взяв счетоводческую книгу в конторе, садился писать.
Однажды Нанак услышал внутри себя приказ Господа идти к реке. Он пошел туда, взяв с собой слугу. Нанак вручил одежду слуге и начал купаться. В то время, когда он это делал, ангелы забрали его душу к порогу Господа. Ангелы сказали: "Господь, Нанак здесь". И тогда Нанак увидел истинный двор Бога. Господь был добр к нему.
А в это время слуга Нанака стоял на берегу с его одеждой. Стоял он, стоял, а потом вернулся домой. Он пошел к Хану и сказал: "Здоровья тебе, Хан! Нанак вошел в реку, но обратно он не вышел". Хан сел на лошадь и поехал к реке. Рыбаки уже устали искать тело Нанака, но так и не нашли его. Хан очень горевал. Он вернулся домой и сказал: "Нанак был хорошим служащим".
Это был приказ Господа, чтобы Нанак, преданный Ему, предстал перед порогом. Затем по приказу Господа чаша была наполнена нектаром и подана Нанаку. Была дана команда: "Нанак, эта чаша нектара во Имя Мое; выпей его!" тогда Гуру Нанак поклонился и выпил нектар. Господь был добр и сказал: "Нанак, Я с тобой, Я возвеличил тебя, и те, кто примут твоё имя, будут возвеличены Мною. Повторяй Мое Имя, и научи других людей повторять Его! Оставайся отрешенным от мира! Оставайся в Имени Моем, исполняй омовения, давай милостыню, молись и вспоминай обо Мне! Я дал тебе Свой собственное Имя, делай ту работу, о которой я сказал тебе!" затем Гуру Нанак поклонился и встал. Тогда пришел вопрос Господа: "Нанак, какое величие в Моем Имени?" Гуру Нанак ответил. В это время прозвучал Звук, не извлеченный из музыкального инструмента. Затем снова раздался голос: "Нанак, Мой приказ пришел к тебе, восхваляй Мой приказ! Что делается Мною для каждого? Что ты услышал во вратах? Какие инструменты играют?" Баба ответил, и снова возник Звук. Вновь прозвучал голос Господа: "Нанак, на кого упадет твой благосклонный взгляд, на том будет и Мой взгляд; к кому ты благосклонен, к тому и Я благосклонен. Мое Имя - Высший Брахм, Высший Господь; твое имя - Гуру, Высший Господь". Нанак упал к Его ногам. Ему было дано почетное одеяние; возникли Звук и Голос. Затем ангелам был дан приказ, чтобы они доставили Нанака на то же самое место; они доставили его туда на третий день и удалились. Он вышел из реки.
В это время на теле Гуру Нанака был только кусок ткани и больше ничего. Он ушел к факирам. Мардана, музыкант, тоже пошел с ним и сел с ним. Целый день Гуру Нанак молчал.
Пришло время молитвы. Все встали и пошли молиться, Баба тоже пошел с ними. Кази встал перед всеми и начал читать молитвы. Тогда Баба, глядя на Кази засмеялся. Кази увидел, что Нанак смеется. После окончания молитвы Кази сказал: "Хан, здоровья тебе, ты видел, как индус, глядя на мусульманина, смеялся? А ты говоришь, что Нанак - хороший человек! Хан спросил: "Нанак, почему Кази говорит против тебя?" Баба ответил: "О Хан, какое мне дело до Кази? Молитва Кази не была принята Богом! Поэтому я и смеялся". Кази сказал: "Он говорит увертками, пусть скажет, в чем мой промах". Баба пояснил: "Хан, когда этот человек произносил молитву, его разум не был сосредоточен на Боге. Кобыла Кази принесла жеребенка, и он молился для того, чтобы не потерять его. В ограде есть колодец, и этот человек говорил мысленно: "Хоть бы жеребенок не упал в колодец!" Поэтому его разум был рассеянным". Тут Кази упал к ногам Нанака, восклицая: "Чудо, чудо, на этом человеке благодать Бога!" И тогда Кази уверовал в Нанака.
Взяв с собой Мардану, Гуру Нанак скитался повсюду. Однажды они пришли к дому шейха Саджана. Его дом был у дороги; он построил там индусский храм и мечеть. Если приходил индус, он принимал его, если приходил мусульманин, он оказывал гостеприимство и ему. Когда приходила ночь, он говорил: "Иди спать". А потом убивал гостя и обворовывал. А когда наступало утро, он брал посох и четки, расстилал молитвенный коврик и садился на него.
К шейху пришли Гуру Нанак и Мардана. Он хорошо принял их, а своим людям сказал: "У этого человека есть большая драгоценность, но она спрятана; у кого на лице такое величие, тот не пуст. Это сказки, что он - факир". Когда наступила ночь, шейх сказал: "Идите спать". Тогда Баба возразил: "О Саджан, мы сначала прочтем один стих во славу Бога, а лишь потом пойдем спать". Шейх Саджан ответил: "Хорошо, пусть будет так, господин! Прочитайте его, ночь быстрей пройдет". Тогда Баба попросил: "Мардана, играй на скрипке!" мардана заиграл, Нанак произнес стих. Тут шейх Саджан обратился к Гуру Нанаку: "Мне придется поговорить с тобой". Рассудок вернулся к нему, и он обнаружил, что все его грехи раскрыты. Саджан упал к ногам Нанака, поцеловал их и попросил: "Господи, прости мне мои грехи!" Баба ответил: "Шейх Саджан, у порога Господа все грехи прощаются двумя словами". Тот смиренно молил: "Скажи мне эти слова, чтобы мои грехи были прощены!" Гуру Нанак сострадательно сказал: "Говори правду, что ты совершал убийства!" Шейх Саджан стал говорить правду. Он раскаялся: "Да, я совершил много грехов". Тогда Гуру Нанак сказал: "Принеси то, что осталось от собственности убитых тобой людей!" Шейх Саджан повиновался приказу и принес все. Они раздали это как милостыню во имя Бога.
Продолжив свои скитания, Гуру Нанак и Мардана пришли в Дилли. В это время в Дилли был правителем султан Ибрагим Бек. Они остались в этом городе на ночь. Большое почтение и услуги оказали Гуру Нанаку погонщики слонов. Неожиданно один слон упал и умер. Люди били себя в грудь и плакали. Баба спросил: "Отчего вы плачете?" - "Мы оплакиваем слона", - ответили они. - "Чей был слон?" - спросил Гуру Нанак. Погонщик ответил: "Это был слон правителя, значит он принадлежал одному Богу". - "Тогда почему вы плачете?" - "Господин, слон давал нам пропитание!" - ответил тот. "Так найди другое занятие! - сказал Баба. Погонщики возразили: "Наша работа была выгодной, наши семьи были счастливы и имели доход от нее". Тогда Баба выразил им сострадание и сказал: "Не плачьте, этот слон будет жить!" Погонщики удивились: "Господин, как может жить мертвый?" - "Идите и проведите рукой по голове слона и говорите: "Вахи Гуру!" Они повиновались его приказу и сделали так. Слон встал. Об этом было доложено правителю. Султан Ибрагим Бек послал за слоном. Сев на слона, он прибыл к Нанаку и сказал ему: "О Дервиш, ты оживил этого слона?" Баба ответил: "Уничтожает и оживляет Бог, а молитва факиров - о милости Бога". Султан приказал: "Убей слона и докажи это!" Тогда Баба произнес стих: "Только Он убивает и оживляет. О Нанак, кроме Единого нет больше никого!" Затем слон умер. Султан вновь приказал: "А теперь оживи его". Баба ответил: "Ваша светлость, железо, раскаленное на огне, становится красным, но оно не остается таким ни на миг в руке, а угли остаются раскаленными короткое время. Так факиры раскаляются в Боге и полностью предаются Богу, но потом их преданность снова исчезает". Султан понял Нанака и был очень доволен. Он сказал: "Прими что-нибудь от меня!" Баба ответил таким стихом:
Нанак голоден до Бога, до всего другого ему нет дела.
Мы должны искать лишь Бога, остальное не искать вовсе".
Баба продолжил свои странствия. Одежда бабы состояла из одного одеяния цвета манго и одного - белого цвета, шерстяной безрукавки, шапки и ожерелья из костей. На лоб он наносил тилак из шафрана. Из обуви в него были башмаки и шлепанцы. В то время он ничего не ел. Его уединение разделял скрипач Мардана.
Гуру Нанак встретил шейха Баджит Саида, когда того несли на носилках шестеро носильщиков. Шейх сошел под деревом, и носильщики начали обмахивать его. Тогда Мардана спросил Нанака: "Бог один?" - "Да, Бог один", - ответил Баба. "Он - Владыка, чьи создания и те бедные люди, и тот, кто прибыл в паланкине. Те шли пешком, голые, и несли его на плечах, а теперь обмахивают хозяина, сидящего в тени" - в недоумении сказал Мардана. Нанак ответил стихом:
"Аскеты, в прежних рождениях
Страдавшие от холода,
Были одеты потом.
Теперь, о Нанак, они обожают свои тела.
О Мардана, после аскетизма приходит власть, а от власти - ад. Все рождаются на свет голыми. В этом мире существуют удовольствия и боль, и последний счет, когда человек уходит из него". Тут Мардана упал к ногам Гуру Нанака.
Оттуда они с Марданой пришли к зернохранилищу и сели у его дверей. В доме хозяина зернохранилища родился сын; люди поздравляли его, произнося тысячи благословений. Мардана сидел и смотрел на этот спектакль. Когда наступил вечер, он встал и ушел: никто в доме не обратил на него внимания. Страшно проголодавшись, Мардана сказал Гуру Нанаку: "О господин, хозяин не обратил на нас никакого внимания, в его доме родился сын. Если ты прикажешь, я пойду к нему в дом. Он дает подарки бедным по случаю рождения сына, я смогу тоже принести что-нибудь". Баба засмеялся и сказал: "Это не сын у него родился, это редитор пришел к нему. О Мардана! Сиди, в эту ночь я останусь там, а следующей уйду. Но если хочешь, пойди к нему в дом сам, но не произноси благословений, стой молча". Мардана ответил: "Хорошо, господин, я пойду и посмотрю". Он пошел и встал у дома. Никто не обратил на него никакого внимания. Тогда он снова ушел. Баба сказал ему: "Мардана, играй на скрипке!" И он произнес стих.
Наутро ребенок умер. С плачем и причитаниями люди выходили из дома. Мардана спросил у Бабы: "Что случилось с этим человеком? Вчера они смеялись и веселились, а сегодня плачут?" На это Баба ответил таким стихом:
Чьи уста издавали
Сотни тысяч поздравлений и благословений,
Теперь издают звуки горя; тело и ум в отчаянии.
Кто-то умер, кого-то сжигают,
Кто-то плывет по реке.
Поздравления окончились,
Но ты, о Нанак, восхваляй Истинного!"
Мардана спросил: "Господин, где мы проведем сезон дождей?" Баба ответил: "Ладно, если встретится деревня, там и проведем его". Пройдя около коша от города, они остановились в деревне. Здесь жил кшатрий, преданный Нанаку. Один раз кшатрий пришел поговорить с ним и после этого постоянно приходил и оказывал услуги. Однажды он дал обет, что без беседы с Гуру не возьмет в рот ни глотка воды. Один из его соседей, лавочник, спросил его: "Брат, куда ты постоянно ходишь, на какое свидание?" Ученик ответил: "Брат, прибыл один набожный человек, я хожу встречаться с ним!" тот сказал: "Давай и я побеседую с ним!" Как-то раз лавочник пришел вместе с учеником. Он приходил и приходил, но вскоре связался с рабыней. С тех пор ученик и лавочник всегда выходили из дома вместе: один шел в дом рабыни, а другой шел оказывать услуги Гуру, Господу и возвращался раньше. Однажды лавочник сказал ученику: "О брат, я хожу делать плохое дело, а ты служишь святому человеку. Давай сегодня заключим соглашение и посмотрим, что случится со мной, а что - с тобой. Если ты придешь от Гуру первым, сядь здесь, а если я приду раньше, я буду сидеть здесь. И сегодня вернемся домой тоже вместе".
Когда лавочник пришел к рабыни, ее не оказалось дома. Раздосадованный, он пошел на обусловленное место и стал ждать. В задумчивости он стал копать ногой землю; а когда посмотрел туда, увидел золотую монету. Достав нож, он стал рыть землю дальше. И увидел полный горшок углей.
А другой, ученик, упав к ногам Гуру, в это время отпросился и ушел. За дверью он напоролся ногой на колючку. Обмотав ногу тряпкой, он пришел на место, где находился лавочник, неся один башмак в руке. Лавочник спросил его: "О брат, отчего ты несешь башмак в руке?" Тот ответил: "Мне в ногу вонзилась колючка". Лавочник сказал: "О брат, сегодня я нашел золотой мухар, а ты напоролся на колючку; мы должны спросить разъяснения этому, ибо ты оказываешь служение Гуру, а я хожу совершать грех". Они пришли и рассказали Гуру Нанаку правду обо всем, что случилось. Гуру сказал: "Будьте внимательны". Они спросили: "Господин, могли бы вы объяснить нам?". Тогда Гуру сказал6 "В горшок с углями превратились золотые мухары: он посеял их в прежнем рождении. Он дал один мухар набожному человеку, и его милостыня стала этими мухарами. Но пропорционально его безнравственности мухары превращались в угли. А тебе было суждено быть посаженным на кол. Но в пропорции твоему служению мне, этот кол уменьшался. В результате служения этот кол превратился в колючку". Тут оба упали к ногам Гуру Нанака и стали последователями Наама.
Гуру Нанак и Мардана ушли оттуда и по дорогке столкнулись с тэгами, разбойниками, которые заманивают свою жертву и убивают ее. Увидев путешественников, тэги сказали: "У кого такое сияние на лице, тот не пуст, у него в кошельке много денег, но они спрятаны". Разбойники окружили Бабу и встали перед ним, но, посмотрев на него, оробели. Гуру спросил их: "Кто вы? Они ответили: "Мы - тэги, мы пришли за твоими драгоценностями". Тогда Баба сказал: "Ладно! Сделайте одно дело, и потом вы можете убить меня. Сходите туда, где виден дым и пройдите чуть дальше! Потом можете убить меня и обобрать". Тогда тэги спросили: "Где, где этот огонь?". Но один из тэгов сказал: "Много людей мы убили, но никто не смеялся, говоря: "Убейте меня! На что он надеется?"
Затем два тэга побежали к огню. Когда они приблизились, то увидели погребальный костер, вокруг которого стояли войска (подчиненные божества) Рамы и Ямы. Они стояли и спорили. Тэги спросили: "Кто вы и отчего вы ссоритесь?" Те ответили: "Мы - войско Ямы (Бога смерти), получили приказ взять это создание в горшечный ад (т.е. в ад, где людей варят в горшках). Но после нас пришло вот это войско Рамы и отобрало его у нас. Спросите их, зачем они отобрали его у нас?" Тогда тэги спросили об этом у воска Рамы. Те ответили: "Гуру, Господь, которого вы собираетесь убить, посмотрел своим милостивым взглядом на этот погребальный костер и даровал этому созданию такую милость, что теперь оно пойдет в рай".
Услыхав это, тэги убежали обратно и сказали: "Мы собирались убить того, благодаря чьему милостивому взгляду человек становится полностью свободным!" Они явились к Гуру Нанаку и упали к его ногам; узнав в чем дело, и другие сделали то же. Сложив руки в мольбе, они встали перед ним, стали извиняться и говорить: "Господин, свяжи нас с Именем". Уничтожь наши ужаснейшие грехи!" Посочувствовав им, Гуру Нанак сказал: Ваши грехи будут прощены, если вы бросите это занятие и займетесь земледелием. А те награбленные вещи, которые остались у вас, раздайте во Имя Бога, как милостыню!" Повинуясь его приказу, они принесли и положили перед Бабой все, что осталось; они стали повторять: "Гуру, Гуру!" Цель их жизни была достигнута - они достигли освобождения. Гуру был очень доволен и ушел оттуда.
Затем Баба пришел в пустыню и сел там. По приказу Господа хозяин Кали Юги принял видимую форму и явился пугать его. Поднялась буря, деревья стали летать. Мардана очень испугался и сказал: "О Господин, ты привел меня в пустыню на погибель!" Гуру Нанак сказал: "Мардана, не беспокойся!" Тот проговорил: "До сего дня я дожил, но такого бедствия, которое случилось здесь с нами, я не видел еще".
Затем им была показана форма огня. С четырех сторон появился дым и с четырех сторон был создан огонь. Мардана закрыл лицо, упал и сказал: "Господин, я жду". Тогда владыка Кали Юги создал форму воды. Он явился, собрав облака. Начался дождь, но он падал на некотором расстоянии от Гуру. Баба сказал: "Мардана, открой лицо, поднимись и сядь! Играй на скрипке!" Мардана поднялся, сел и заиграл Рагу Мару. Баба произнес стих.
Тогда, приняв форму Даитья, владыка Кали Юги приблизился к ним. Макушкой своей головы он доставал до небес. По мере того, как он приближался к путникам, он уменьшался в рзмерах. Соединив свои руки, он остановился и сказал: "Господин, прими что-нибудь от меня!" - "Что у тебя есть?" - спросил его Баба. Каль ответил: "У меня есть все. Если ты прикажешь мне, я построю тебе дворец из жемчуга и украшу его драгоценностями и рубинами, я ароматизирую его сандаловой пастой и деревом алоэ".
В ответ Гуру произнес стих. Каль сказал: "Прими же что-нибудь от меня! Ты можешь стать султаном, ты можешь получить владения!" Тогда Гуру произнес четыре стиха. После чего Каль обошел вокруг Нанака, глядя на него с обожанием, упал к его ногам и сказал: "Господин, можно ли способствовать моему спасению?"
Гуру Нанак ответил: "Если из крора (10 млн.) один станет моим учеником, его преданность мне и станет твоим спасением". Тогда Каль снова упал к его ногам, и Баба отпустил его со словами: "Говори: "Вахи Гуру!"".