"Женщины обладают великими талантами, но они не гении, т.к. всегда остаются субъективными", говорил Шопенгауэр в книге "Мир как сила воли и идея".
А знаменитый греческий философ считал: "Женщина является незаконченным мужчиной и остается на нижней ступеньке шкалы развития. Он правит, она подчиняется. Женщина имеет слабую силу воли и потому не способна к независимости характера и положения". Такие утверждения преобладают и сегодня. На этом фоне значительным является то, что сикхизм, одна из самых молодых религий мира, более пятисот лет дает женщинам полное равенство с мужчинами во всех сферах жизни. В 15-веке это было выдающимся достижением, тем более в таком патриархальном мире, как Индия, где общепринятой является покорность женщин и их эксплуатация.
В качестве резкого контраста Гуру Нанак (1469-1539), основоположник религии сикхов, с самого начала подчиняет общество правилам просвещения, простым, практичным и прогрессивным человеческим идеалам. Сикхи избегали мрачности, фанатизма, суеверий, слепой привязанности, которые были неотъемлемой частью Индии 15 века. Новый подход Гуру Нанака охватил и религию и общественную жизнь.
Женщины признавались сикхами духовно равноценными мужчинам. Гуру Нанак понимал и ценил объединяющую роль женщин в обществе и работал над их эмансипацией. Писания Сикхов категорически заявляют, что мужчины и женщины вместе делают общество единым и правильно сбалансированным, дополняют друг друга и не должны рассматриваться как угроза один другому.
Женщины имеют многогранную личность и должны играть значительную роль в обществе.
"Так зачем же называть ее, от которой родились великие люди, демоном?"
Аскетизм и отречение от жизни не пользовались расположением гуру Нанака. Брак рассматривался им как священная организация, духовная связь между равноценными партнерами, а не только физическое слияние двух индивидуалистов.
Гуру Нанак говорил, что "живя семейной жизнью, человек принимает спасение". В сикхизме предписывались строгие моральные правила поведения, где определялись обязанности мужа и жены по отношению друг к другу. Такие идеи были в то время революционными, но высшие духовные и философские свойства женщин были признаны, как и вклад в создание счастливой семьи - основу равноправного сильного общества и государства.
Интеллектуально женщины находятся на одном уровне с мужчинами. Они обладают способностью глубокой проницательности и полного понимания духовных дел.
Биби Нанаки, старшая сестра Гуру Нанака, являлась примером совершенства. Гуру был особенно близок с ней, считал ее своим руководителем и наставником. Нанаки, в свою очередь, имела безоговорочную веру в идеологию своего брата и одобряла его призвание, жизненную миссию. Она была первым человеком, возведенным в сикхизим Гуру Нанаком.
Другой необычной женщиной в ранний период сикхизма была Биби Амро, дочь Гуру Ангал Дева. Она была широко образованной, обладала отличным знанием шабда (гимнов), сочиненных Гуру Нанаком, и сама пела их очень мелодично. Она была замужем за Бхаи Джассо, племянником Амардаса. После замужества она продолжала свою работу по распространению сикхизма - в основном через киртан (пение гимнов). Ее влияние было столь сильным, что Амардас перестал молиться Деви (Мать-богиня индусов) и принял сикхизм, став позже Гуру Амардасом, третьим Гуру сикхов (1469-1574 г.г.). Он был великим проповедником прав женщин и основывал свои представления на полном равенстве полов и специальных норм для улучшения положения женщин в средневековой Индии.
Большая важность в обустройстве жизни сикхов была отведена лангарам (центрам общественного питания). Каждый посетитель приглашался к трапезе, прежде чем встречался с Гуру. Это было не только путем проявления гостеприимства, но и подчеркивало идеалы равноправия. Мужчины и женщины сидели рядом друг с другом, независимо от вероисповедания и социального положения), и ели пищу, которую сами приготовили в общей кухне. Даже император Акбар, посетивший однажды Гуру в Гойндвале, ел в лангаре, как и остальные пилигримы.
Гуру Амардас прекратил обычай, по которому женщины носили парду (вуаль) и не разрешал королеве Харипур сидеть в сангате (собрании), если она настаивала на ее ношении. Он запретил презрительное упоминание женщины, как детородной машины. "Да будет благословлена женщина, которая создает жизнь", писал он.
Он настаивал на том, чтобы женщины вели более целенаправленную жизнь, что давало им возможность активно участвовать в социальных и религиозных делах. Для распространения идеологии веры он создал 22 административные ячейки. Из них четыре возглавляли женщины, чему трудно было поверить в то время. По положению они приравнивались к современным епископам, так как каждая из женщин имела полное экономическое право и могла принимать людое решение в своем округе.
Из 146 человек, подготовленных для миссии проповедника и несения в массы посланий Гуру Нанака, 52 были женщинами. Кроме религиозных инструкций женщины-миссионеры давали образование сельским жителям, в особенности женщинам. Образование включало в себя чтение, письмо и арифметику. Эти инициативы Гуру Амардаса были замечательны и торжествовали над консервативным и архаичным социальным климатом.
С созданием Халсы в сикхизме произошли большие изменения. Женщины тоже были крещены и приняты в общество без всякой дискриминации. Амриту для процедуры первых крещений приготовила Мата Сахиб Каур, женой Гуру Гобинда. Это была высокая и редкая честь, особенно при том, как другие религии смотрели на подобные духовные дела с участием женщин. Во время принятия амриты мужчина добавлял к своему имени фамилию Сингх (лев), а женщина - Каур (принцесса), имевшее связь с словом "Калва" (сын короля). Эта фамилия имела великое значение, так как женщина признавалась как индивид, она не должна была принимать имя мужа после вступления в брак. Она могла использовать слово Каур после своего имени с рождения и до смерти.
Кроме равноправия в социально-экономических делах, женщины участвовали и в политике, а потому жили с чувством уверенности.
Вдова Гуру Гобинда Мата Сундари играла ключевую роль в истории сикхов в течение сорока важных лет. Она выпускала для Халсы указы, давая эти направление в критические моменты, а также руководила судьбой сикхов во время нашествия афганцев, отметая многих "претендентов" на звание Гуру.
Махараджа Ранджит Сингх был во многом обязан своему успеху проницательной и дипломатичной деятельности своей тещи Рани Сада Каур. Ее называли "лестницей, по которой тот поднимался к своему величию". Она сопровождала его во время триумфального захвата Лахора в 1799 году и настаивала на том, чтобы он объявил себя Махараджей Пенджаба.
Дом Патиала в 18 веке также дал несколько необычных женщин. Самой прославленной из них была Рани Сахиб Каур, которая лично повела за собой войска в битву и победила Махараджу Холкара в 1793 году.
20 век продолжал быть свидетелем того, что женщины-сикхи находились впереди в различных сферах, особенно в движении индии за независимость. Одной из таких знаменитых женщин была Раджкумари Амрит Каур, которая под воздействием Махатмы Ганди вступила в националистическую политику и Движение за независимость Индии. Принадлежав к королевской семье Капуртхала, она была одним из блюжайших лейтенантов Ганди и занимала лидирующее место в маршах протеста 1942 года, которые жестоко разгонялись бамбуковыми палками.
Некоторые другие выдающиеся женщины Пенджаба были борцами за свободу Пенджаба - Гулаб Каур, Кишан Каур, Амар Каур, Харнам Каур, Дилип Каур и Кертан Каур. Дилип Каур пикетировала ежедневно во время актов гражданского неподчинения 1930 года. Она была арестована по закону против пикетирования и помещена в тюрьму под строгий надзор.
Современные женщины-сикхи во всем мире занимают выдающиеся места, становясь академиками, администраторами, предпринимателями, политиками, врачами, поэтами и художниками.
Им не приходилось бороться за свое полноправное место в обществе сикхов, они получили все, что им полагается, благодаря просвещенным идеалам череды Гуру.