Из тюрьмы в Лахоре Гуру Арджан послал сыну известие, в котором завещал Харгобинду, несмотря на то, что мальчику было всего одиннадцать лет, что тот должен в дальнейшем стать преемником его, как вождя сикхов.
Следовало укрепить армию. С самого начала своей деятельности в качестве Гуру, Харгобинд носил две сабли, одна из которых представляла его духовное руководство и другая - политическое и социальное. Вскоре после этого он возвел перед храмом в Амритсаре здание, названное Акал Такхт (трон Бога), которое вплоть до сегодняшнего дня остается общественным и политическим центром сикхов. Там, подобно двум саблям, которые он носил, Харгобинд поднял два флага, представляющие два аспекта своей деятельности. Он сообщил своим последователям: "Мои четки должны быть моей портупеей, и на моем тюрбане должна быть эмблема власти."
Сикхи уже занялись торговлей лошадьми, и Гуру настаивал, чтобы каждый из них владел оружием и верховой ездой. Он начал создавать регулярную армию. У него была личная гвардия из 57 наездников, 700 лошадей, 60 оруженосцев и 500 пехотинцев. Таким образом, вооруженные силы, созданные предшествующими Гуру, было основательно укреплены.
Когда эти новости достигли императора, он потребовал от молодого Гуру выплатить пеню, наложенную на его отца. Харгобинд был заключен в тюрьму форта Гвалиор вместе с другими политическими заключенными высокого статуса, но позже был выпущен.
Однажды произошло событие, который высоко подняло религиозный статус Гуру. Он повстречал Рам Даса, святого из Махараштры. Тот спросил его: как он может быть преемником Гуру Нанака, если большую часть времени уделяет укреплению армии. Гуру отвечал, что Гуру Нанак, хотя и порицал стремление к накопительству материальных благ, но не отрекся от мира, а для него, Харгобинда , сабля имеет двойное назначение - для защиты бедных и разрушения тирании. Эти слова Гуру наиболее ясно выражают религиозную и духовную философию мистики сикхов того времени и нововведения по сравнению прошлым. Необходимо было защитить людей, доверившихся своим вождям, и общество, построенное ими.
Гуру Харгобинд выступал покровителем нижних каст и всех незаконно притесняемых людей Пенджаба. Его воинам пришлось сразиться с армией Великих Моголов на равнинах Пенджаба. Люди стекались к нему со всех сторон, понимая, что никто, лучше Харгобинда, не сможет противостоять императору. В одном из сражений он уничтожил 7000 могольских солдат. В конце концов, ему удалось отстоять независимость сикхов. И с этого времени слава о нем, как о великом военачальнике, распространилась по Индии.
Организация сикхов в отдельную социо-религиозную общину с политической самостоятельностью началась со времени самого первого Гуру. Сангаты были характерны закрытым для внешних воздействий сочетанием светской и духовной жизни, что не соответствовало общеиндийской традиции.
Удивительно, что даже некоторые люди из приближенных к Шестому Гуру не могли понять духовный тип его военных принципов, поскольку, к несчастью, их мировоззрение было обусловлено старыми традициями. Для полного понимания и принятия нового образа жизни необходимо было немало времени.
Тем не менее, Гуру надеялся, что его новые идеи будут полностью восприняты последователями. Он был уверен также, что необходимо активно заниматься миссионерской деятельностью, чтобы преобразование захватило все слои индийцев. И поскольку к простому народу следовало обращаться на понятном ему языке, следовало шире нести в массы тексты доступных священных писаний и мифологизированные истории, преисполненные идеями высокой морали. Гимны "Грантха" должны были войти в текущую жизнь всех людей-тружеников, а не только читаться и изучаться в уединении монастыря. Цель в том, чтобы поднять все сословия Индии, независимо от касты и вероучения, показать, что каждый, кем бы он ни был от рождения, мог пойти духовным путем. Этот выбор становился открытым всем, а Гуру следовало лишь организовывать процесс просвещения. При этом, прогресс в образовании людей и в темпе расширения молодой религии мог быть только постепенным. Второе не могло обгонять первого. Задача была колоссальной. Особенно, имея в виду оппозицию правящих классов, гнет традиций и, часто, непонимание со стороны даже простого народа.
Один инцидент можно привести, как показательный, для характеристики социо-политического климата в окружении Гуру. Во время охоты в джунглях императора с его придворными, группа сикхов находилась в той же области. Им в руки попал прекрасный могольский сокол, которого потребовали вернуть охотники. Произошло столкновение, и имперские силы были отбиты. Это ясно показывает независимость политического статуса, заявленного Гуру и его сикхами.
Количество и территории, на которых велась миссионерская деятельность, были расширены. Харгобинд-джи сам управлял как религиозными центрами, так и светским центром в Амритсаре. Гуру и его помощники понимали, сколь высока их ответственность, и всеми силами старались поддерживать духовную чистоту своей религии.