Седьмой Гуру сикхов был сыном Баба Гурдитты. Он родился 16 января 1630 в Киратпуре ( в настоящее время - округ Ропар Пенджаба). В 1640 в Буландшахре (штат Уттар Прадеш) он вступил в брак с Сулаккхани, дочерью Рам Дая Анупшахра. Он был мягким и искренним от природы, любимым внуком Гуру Харгобинда, который и дал ему имя Хар Раи.
Гуру Харгобинд знал, что Хар Раи будет продолжателем его дела, наследует его "Божественный свет". Перед смертью (3 марта 1644) он назначил внука своим преемником. И вскоре, как своего вождя и наставника, Хар Раи приветствовали 2200 вооруженных сикха.
Гуру Хар Раи учредил несколько важных миссий (бакхшиш) для распространения учения Гуру Нанака. Бхагван Гир, получивший имя Бхагат Бхагван, отправился для проповедей в восточную Индию. Второй, Сангатла, получивший имя Бхаи Пхеру проповедовал в Раджастхане и южном Пенджабе. Бхат Гонда отправился с той же целью в Кабул, Бхаи Наттха в Дхаку и Бхаи Джодх в Мултан. Предки современных семейств Багарлан и Каитхал проповедовали в регионе Малвы. Гуру Хар Раи и сам много путешествовал в этих областях, и тысячи людей принимали его учение.
Киратпур был постоянным местом пребывания Гуру Хар Раи. Сюда к нему прибывали ученики и гости, чтобы получить благословения и наставления. Гуру продолжал ежедневную практику своих предшественников. Процветали лангары, точки общественного питания. Он учил, что каждый должен зарабатывать свой хлеб, и сам следовал этому принципу. По утрам в сангате (общине сикхов) он разъяснял "Грантх".
Сам Хар Раи не писал гимнов, но ссылался на те, что были созданы его предшественниками. Он часто повторял своим последователям следующий стих Бхал Гурдаса:
Гуру Хар Раи находился в Гоиндвале, когда Дара Шукох, главный наследник трона Великих Моголов, прибыл в Пенджаб, спасаясь от армии его брата, Аурангзеба, после поражения в сражении под Самугархом в мае 1658. Он обратился к Хар Раи-джи в поисках защиты и утешения. Принц был либерально настроен в отношении разных религий и имел естественную склонность к общению со святыми. Особенно он почитал знаменитого мусульманского суфия, Миан-Мира, который был весьма дружен с руководителями сикхов. Хар Раи-джи сам прислал Дара Шукоху целебные травы, чтобы тот восстановил свои силы, вылечился от серьезной болезни. А затем Гуру отправил свои собственные войска, чтобы задержать армию Аурангзеба, бросившего все силы на уничтожение брата.
Через какое-то время Гуру Хар Раи покинул Гоиндвал и отправился с проповедями по Кашмиру.
Тем временем императору Аурангзебу донесли о поддержке принцу Дара Шукоху, оказанной со стороны Гуру Хар Раи, который при этом был назван "мятежником". Придворные уверяли повелителя, что Священное писание сикхов содержит стихи, оскорбительные для Ислама.
Император потребовал, чтобы Гуру доставили в Дели. Его посланник, Хари Чанд, прибыл в Киратпур в день Байсакха 1661 и передал повеление Аурангзеба.
Гуру Хар Раи был удивлен. Он сказал: "Я не посягаю на территорию Аурангзеба, я ничем не обязан императору. И мне ничего от него не надо. Между нами нет и связи учителя с учеником. Так зачем же я ему понадобился?". Он послал взамен себя своего старшего сына, Рам Раи, в сопровождении министра Даргаха Малла. Благословив сына, Гуру напутствовал его: "Отвечай прямо и без страха на любые вопросы императора. Не выказывай никакого колебания. На остановках в пути внимательно читай "Грантх". И помни, что ты всегда находишься под защитой Гуру". Семейства Бхаи Бахило сопровождало Рам Раи с копией "Грантха" для того, чтобы император ознакомился со Святым писанием лично, увидел, что там нет ни слова, порочащего ислам.
К сожалению, Рам Раи при встрече с императором не проявил достаточной мудрости и дипломатичности. Поэтому быть продолжателем линии Гуру, духовным наставником и руководителем общины, Хар Раи-джи завещал своему младшему сыну - Хар Кришану.