Сикхизм - это дорога жизни, стремящаяся непрестанно и добродетельно к одному человеческому, социальному порядку.
Гуру сикхов были, прежде всего, духовными наставниками, и их учения, включенные в Грантх Сахиб, направлены на духовное совершенство, окончательный союз человека с действительностью.
Однако Гуру говорили в своих проповедях и о равноправии, социальной справедливости. Братство Халсы не имело каст и кланов. Идеи, какими бы благородными и идеальными они ни были, мало что стоят без практических мер.
Так, Гуру в форме гимнов объявляли некоторые наставления, а затем консолидировали свой народ для воплощения этих наставлений в жизнь. И сами они принесли огромные жертвы, чтобы защитить общину. Гуру Арджун и Гуру Тег Бахадур были преданы мученической смерти, когда правители посчитали, что учение Гуру сикхов представляет угрозу существующему социальному порядку.
Они работали над такой социальной организацией, где все равны без предубеждения и предпочтения, где вера связывает человечество вместе вместо того, чтобы разделять его на воинствующие фракции, где люди в поте лица зарабатывают средства на жизнь праведными путями, где процветает филантропия и чувство любви и сострадания к человечеству возносится высоко, и где на женщину не смотрят сверху вниз, как на объект плотского вожделения, но уважают как мать и сестру.
Центром метафизических воззрений сикхов является доктрина единства, по которой все группы людей и все люди являются равным между собой и в Его глазах. Гуру Амардас говорил, что физическое обаяние не помогает человеку после смерти, а посмертное существование зависит от дел, произведенных в жизни.
Гуру Нанак разделил с последователями четыре проповеди и полученное от Всевышнего открытие. Он проводил сангаты (сходки), во всех местах, где ему довелось побывать - от Шри Ланки на юге, Бангладеша, Ориссы и Карнатаке на востоке, Багдада на западе и районов Гималаев на севере. Его последователи собирались на сангаты каждый день или через регулярные интервалы.
С каждым верующим обращались как с воплощением Бога, и не было между ними никакой разницы ни на какой почве. Насколько известно, не существовало специального здания (дхарамшалы) для сангатов, возможно верующие встречались у кого-то из них. Дхарамшала появлялась в каждом доме, где проходили постоянные религиозные пения киртанов и собрания.
Одновременно с сангатом была учреждена общая кухня (лангар). В обществе, где кастовая жесткость и сектантство отделяли людей друг от друга, эти организации были поистине революционными и воплощали в жизнь правила человеческого равноправия. Это было средством социальной интеграции между королем и простолюдином, принцем и крестьянином.
Организация дасванд (титхе) является, с одной стороны, прекрасным средством отрешенности, с другой - развивает чувство любви, сострадания и филантропии по отношению к собратьям.
Задачи, которые ставились этими проповедями, не всегда гладко воплощались в жизнь. История свидельствует о том, что наставления Гуру вызывали гнев дегенеративных правителей, которые хотели, чтобы поддерживался несправедливый устрой. Но сикхи предпочитали идти по более трудному пути под руководством своих духовных учителей.
Начальный период роста самосознания сикхов прошел спокойно по двум причинам: сикхизм был еще в колыбели, а император Акбар был либерален в своих религиозных взглядах и заботился о благосостоянии масс. Аламгир же, вступивший на престол позже, отнюдь не был Акбаром.
Оба, Гуру Арджун и Гуру Тег Бахадур, получили право выбора - принять ислам или умереть. Они выбрали смерть.
Мученичество в сикхизме вообще вознесено до уровня одного из основных принципов веры. Заметим, что разногласия между убеждениями религиозных индусов (с их направленностью на самоотречение, саньясу) и сикхов проявляется по разным поводам. К примеру, у индусов считается правильным стать саньясином и закончить жизнь, уйдя от деятельности любого рода. А это значит, что одни будут работать в поте лица и все заработанное делить с другими - саньясинами. В сикхизме же приветствуется, когда человек является хорошим главой семьи и не уходит от мира. Гуру сами жили как глава семьи. Более того, никто не презирается сильнее тунеядцев. Считается, что каждый должен работать и вносить вклад в общее дело.
Концепция мученичества тоже отличается для сикхов и индусов. В традициях индуизма действовал Махатма Ганди, который верил в идеалы мученичества и стал мучеником в действительности. Добавим, что в 1920 году, когда движение Сикх Гурудуара потрясло Пенджаб, Махатма Ганди был в близком взаимодействии с акали, находившимися во главе Движения. Акали демонстрировали на практике, что означает ненасилие. И Махатма Ганди вслед за ними делал упор на том, что ненасилие не оправдывает трусость, а, напротив, является оружием храбрых.
Примечательно следующее: Гуру сикхов, предпочитая смерть склонению головы перед могольскими диктаторами и переходу в другую религию, тем не менее предвидели общество, в котором люди, принадлежащие к различным вероисповеданиям, жили бы вместе в гармонии и мире. А потому священные книги сикхов содержат гимны также и святых людей, принадлежащих индуизму и исламу, которые говорят о равенстве в духовном и этическом плане всех живых существ, а социальный правопорядок должен быть основан на справедливости, свободе от эксплуатации, полон любви и сострадания. И здесь Халса, созданная Гуру Гобиндом, рассматривается как кульминация движения сикхов, начатого по инициативе Гуру Нанака.
Заметим еще, что существует близкое взаимоотношение между политикой и религией, которое, будучи здоровым, может привести к возникновению положительных этико-моральных ценностей, направляющих жизнь общества.
Но если мы отделим политику от религии, первая с уверенности опустится до авторитарности, подавления справедливости и эксплуатации.
В древней индийской культуре мы находим здоровые и уважительные отношения политики и религии. Давняя хроника упоминает о принцах, учителями которых были риши (святые), они спрашивали совета у своих наставников по многим вопросам политической важности.
Гуру сикхов считали, что религия должна быть встроена в общество. А ее отношения с политикой определяют и вид государственного устройства.