Деятельность Гуру Арджана была весьма разнообразной. И, несмотря на то, что он видел свое призвание в духовной стезе, все же, как говорил Гуру Нанак, никакая область жизни, включая общественную или политическую, не исключена для действий мистика.
Гуру Арджан содействовал развитию системы добровольных пожертвований. В это время была установлена регулярная доля заработков для вклада на общинные нужды. Каждый сикх вносил 10% своего дохода в общественный фонд, поддерживаемый Гуру. Его представители собирали средства из подведомственных им областей и отправляли в казначейство.
Гуру Арджаном было начато строительство главного храма сикхов в Амритсаре. И первый камень в его основание был заложен всеми почитаемым мусульманином, суфийским святым, Миан-Миром. Под руководством Гуру были построены также водохранилище и храм в Таране. Двери храмов открывались на все четыре стороны, символизируя открытость сикхов всему миру.
Гуру Арджан организовал обширную ферму, на которой разводились лошади и слоны. Племенные лошади доставлялись в основном из Центральной Азии. В связи с этим развивались и торговые отношения. Сикхи становились хорошими наездниками, сформировалось и конное воинское подразделение. Все эти аспекты деятельности были важны, поскольку укрепляли независимость и силу сикхов, заложенные Шестым Гуру и развиваемые в дальнейшем сыном Арджан-джи, Харгобиндом, который с малых лет учился владению саблей и мастерству наездника.
В 1598 Гуру ходатайствовал от имени местного крестьянства перед императором Акбаром, чтобы уменьшить чрезмерные сборы с земельных доходов. За эту деятельность Гуру Арджан был назван сикхами "Сача Патшах" ("Император Истины"). Он мудро управлял жизнью сикхов как в общественной, так и в духовной сферах.
Важным вкладом в совершенствование религиозной структуры было и завершение создания Ади Грантх в качестве единственного и подлинного священного писания Сикхов. Здесь следует отметить, что император Акбар внес из своей казны 51 золотую монету на оформление Ади Грантх. Кроме гимнов пяти Гуру, туда вошли гимны двадцати двух индусских и мусульманских святых. Главный список Ади Грантх был помещен в храме Амритсар на годовом сборе сикхов.
Этот момент является поворотным пунктом в истории сикхизма. Он свидетельствует о том, что Гуру Арджан видел святость вне сектантской узости отдельных религиозных направлений, чтил пророков других религий.
Поразительно то, что, в соответствии с гимном Гуру Нанака и Ади Грантх, с помощью уже просветленных существ каждый мог стать "человеком Бога".
При всей своей обширной деятельности на пользу общины Гуру Арджан был скромен, говоря, что он не более чем "агент миссии Бога". Он плодотворно сотрудничал и с некоторыми святыми, не являющимися сикхами, такими как Миан-Мир и Шах Пир-Будху.
Благодаря растущему религиозному и политическому влиянию Гуру Арджана, возрастало религиозное и социальное самосознание сикхов. А это, естественно, вызывало враждебность в их религиозном и политическом окружении. Саикх Ахмад, возглавлявший приказ Нагасхбандт в Сирхинде и отвечавший за распространение Ислама в Индии, был весьма недоволен и озабочен ростом влияния Гуру Арджана на сикхов и мусульман. Император Акбар в свое время покровительствовал Гуру, но его сменил Джахангир, настроенный к Арджан-джи отнюдь не столь благожелательно. А численность сикхских общин, где люди чувствовали себя социально защищенными, возрастала. Мусульманская администрация края, настроенная против Гуру Арджана, не могла этого допустить. Притхи Малл, в противовес Арджан-джи, объявил себя единственными истинным Гуру, и его сын Мехербан всячески восхвалял и прославлял отца.
Началась кампания по дискредитации заслуг Гуру Нанака и гимнов, им созданных. Врагами Арджан-джи стали также Хан Сулахи Батала, Чанду Шах Кхатри из Лахора, шейх Ахмад Фарики Сархинди, но главное - Император Джахангир, отказывающий другим религиям, кроме мусульманства, в праве на существование.
Принц Хусров, который также был сыном Акбара и оспаривал права на трон, был захвачен приспешниками Джахангира. Примечательно, что принц Хусров был сыном Джодха Ваи, дочери Удаи Сингха, правителя Джодхпура. И с момента рождения от матери-индианки он постоянно ощущал неприязнь фанатиков Ислама, которые хотели видеть продолжателем династии Великих Моголов только принца Салима, стопроцентного мусульманина-суннита. Чтобы избежать гибели, 13-летний принц Хусров попросил поддержки и защиты Гуру Арджана и получил их. Салим стал императором Джахангиром, изменив свое имя. Он яростно отрицал все, связанное с духовной и миролюбивой деятельностью Акбара. Он призвал Арджан-джи и заточил его в тюрьму форта в Лахоре. Сикхи Лахора просили Джахангира принять выкуп за Гуру и освободить его, но император был непреклонен.
Арджанджи подвергался пыткам, оставался все самое жаркое время года под палящим солнцем. Под его ногами была куча песка, раскаленного, как в печи. Его обнаженное тело со шрамами и язвами обливали кипящей водой. Но Гуру так и ни на йоту не отступил от своих убеждений.
При содействии Миан-Мира императору был снова предложен выкуп в размере двух лакхов рупий за жизнь Гуру. Но Арджан-джи запретил им вносить за него даже ломаный грош. Гуру Арджан принял смерть под пытками и стал первым мучеником за веру сикхов. Вопреки ожиданиям Джахангира его гибель не только не угасила дух соратников, а закалила его, как стальной клинок.
Правящая администрация никогда не обращает внимание на религиозное учреждение, если оно не приобретает политического потенциала. Императоры-Моголы, к примеру, не мешали деятельности святых школы Бхакти. Но сикхизм вырос в яркое социально-политическое течение, преисполненное религиозным и моральным энтузиазмом. Общину составляли дисциплинированные люди, которые направлялись и велись к их идеалам пророком и мистиком. И естественно, императоры воспринимали наличие сикхов как потенциальную опасность своему благополучию и установленному ими образу жизни.
Не последнюю роль в гибели Гуру Арджана сыграла надежная поддержка принцу Хусрову и передача ему 5,000 рупий для оснащения армии мятежника, претендующего на трон Моголов. Именно поэтому Джахангир пошел на столь крайние меры, как умерщвление вождя сикхов. Но он ошибся в своем убеждении, что со смертью Гуру сикхи притихнут. Напротив его действия стимулировали преобразование общины миролюбивых людей в военную организацию, которую в дальнейшем возглавил Гуру Харгобинд, сын святого-мученика Гуру Арджана.