"Гуру Грантх Сахиб" или "Грантх" это священная и основополагающая религиозная книга, первоначально составленная Пятым Гуру и названная "Ади Грантх", Позже она дополнялась и правилась последующими Гуру вплоть до 1708 года, когда "Гуру Грантх Сахиб" был назначен Десятым Гуру Гобинд Сингхом в качестве Одиннадцатого Гуру и на все дальнейшие времена. "Грантх" - окончательный учитель сикхов. "Сикх" значит: его преданный ученик.
Согласно сикхским поэтам Бхаи Нанд Лалу и Дхади Натх Малу, которые присутствовали на столь знаменательной церемонии создания Халсы, Гуру имеет три формы. Первая "nirgun" или невидимое, вторая - его Слово, и третья - "sagun" или видимое. После наступления физической смерть душа Гуру должна была стать невидимой. Второй формой его проявления является "Ади Грантх". Третьей же, видимой, стала Халса. В сопровождении всей общины Гуру Гобинд взошел на место, где "Ади Грантх" была торжественно установлена. Он открыл святую книгу, символически возложил перед ней пять пайсов и кокосовый орех, поклонившись перед этим, затем, снова кланяясь, обошел кругом священное писание пять раз, закрепляя его на века, и объявил его Верховным Гуру, наставляя сикхов в дальнейшем почитать написанное, во всем следовать ему и приходить сюда всегда, как к главной святыне. При этом священное писание было названо "Потхи Сахиб". Гуру Гобинд Сингх называл его также "Грантх", сложив новое название из двух слов - "Гуру" и "муравей", в совокупности воспринимаемых как "вечный Гуру". Он утвердил: "В будущем, кто захочет найти просветление, наставление и утешение, сможет сделать это, прочитав святой "Грантх". Это - ваш Гуру навсегда". Главную же заботу о Халсе он возложил на "AkalPurukh" - на Бога.
Он говорил: "Грантх" или "Гуру Грантх" должен быть отождествлен со мной. Сикх, который хочет видеть меня, должен бегло познакомиться с "Грантх". Тот, кто хочет говорить со мной, должен читать "Грантх" и обсуждать прочитанное. Тот же, кто хочет слушать меня, должен не только читать "Грантх" вслух, но и внимательно изучать священные тексты. Жаждущие встретить Бога, могут достичь его, проникая в суть гимнов".
Таким образом родился Одиннадцатый и окончательный Гуру сикхов "Гуру Грантх Сахиб". Священное писание имеет 1430 страниц текста в поэтической форме, где можно найти полную преданность Богу, наряду с изящной словесностью, методы служения Ему и медитационные практики.
Здесь представлены гимны более чем двадцати святых из индусов и мусульман вне зависимости от их кастового происхождения и вероучения. Это - единственная священная книга в мире, которая была записана не последователями святых, как Библия или Коран, а самими Гуру - основателями религии.
Здесь надо иметь в виду также то, что, кроме "Гуру Грантх", был создан и "Дасам Грантх", в основном написанный Гуру Гобиндом и собранный воедино поэтом Бхаи Мани Сингхом, который включил в книгу и другую работу Гуру Гобинда.
Ниже приводим сравнение обоих "Грантхов".
1. Обе книги имеют почти одинаковое количество отпечатанных страниц того же самого размера: "Гуру Грантх" - 1430 и "Дасам Грантх" - 1428 страниц.
2. Вера в одного Высшего, личностного и милосердного Бога.
3. Бог - бесформен, вневременен и наполняет все сущее.
4. С помощью медитаций и повторения Имени можно достичь спасения.
5. Основополагающим является закон кармы и переселения души.
6. Вера в "Sacha Khand".
7. Необходимо быть преданным Гуру, который является одним из лучших людей, но не Богом.
8. Устанавливается внекастовое общество и равенство между мужчиной и женщиной.
9. Поэтическая и языковая форма изложения - Гурмукхи.
- "Гуру Грантх" нацеливает на получение душевного покоя и полного отречения. Из "Дасам Грантх" же следует вера в святость войны против тирании и фанатизма.
- Бог "Гуру Грантх" является Богом истины. Бог "Дасам Грантх" - Бог законности, готовый нанести удар по тирану, автократу и деспоту.
- "Гуру Грантх" полна преданности, медитации, грации Гуру и Бога. "Дасам Грантх" включает отражение борьбы.
- Согласно Лоехлину, "Гуру Грантх" может быть сравнена с храмом, а "Дасам Грантх" - с крепостью.